![]() |
![]() |
![]() |
|
OFF: из книги "Физики шутят" | ☑ | ||
---|---|---|---|---|
0
Икк
03.11.06
✎
09:39
|
Взято с www.oper.ru
Сэр Эрнест Резерфорд, президент Королевской Академии и лауреат Нобелевской премии по физике, рассказывал следующую историю, служащую великолепным примером того, что не всегда просто дать единственно правильный ответ на вопрос. Некоторое время назад коллега обратился ко мне за помошью. Он собирался поставить самую низкую оценку по физике одному из своих студентов, в то время как этот студент утверждал, что заслуживает высшего балла. Оба, преподаватель и студент согласились положиться на суждение третьего лица, незаинтересованного арбитра; выбор пал на меня. Экзаменационный вопрос гласил: «Объясните, каким образом можно измерить высоту здания с помощью барометра». Ответ студента был таким: «Нужно подняться с барометром на крышу здания, спустить барометр вниз на длинной веревке, а затем втянуть его обратно и измерить длину веревки, которая и покажет точную высоту здания». Случай был и впрямь сложный, так как ответ был абсолютно полным и верным! С другой стороны, экзамен был по физике, а ответ имел мало общего с применением знаний в этой области. Я предложил студенту попытаться ответить еще раз. Дав ему шесть минут на подготовку, я предупредил его, что ответ должен демонстрировать знание физических законов. По истечении пяти минут он так и не написал ничего в экзаменационном листе. Я спросил его, сдается ли он, но он заявил, что у него есть несколько решений проблемы, и он просто выбирает лучшее. Заинтересовавшись, я попросил молодого человека приступить к ответу, не дожидаясь истечения отведенного срока. Новый ответ на вопрос гласил: «Поднимитесь с барометром на крышу и бросьте его вниз, замеряя время падения. Затем, используя формулу L = (a*t^2)/2, вычислите высоту здания». Тут я спросил моего коллегу, преподавателя, доволен ли он этим ответом. Тот, наконец, сдался, признав ответ удовлетворительным. Однако студент упоминал, что знает несколько ответов, и я попросил его открыть их нам. «Есть несколько способов измерить высоту здания с помощью барометра», начал студент. «Например, можно выйти на улицу в солнечный день и измерить высоту барометра и его тени, а также измерить длину тени здания. Затем, решив несложную пропорцию, определить высоту самого здания.» «Неплохо», сказал я. «Есть и другие способы?» «Да. Есть очень простой способ, который, уверен, вам понравится. Вы берете барометр в руки и поднимаетесь по лестнице, прикладывая барометр к стене и делая отметки. Сосчитав количество этих отметок и умножив его на размер барометра, вы получите высоту здания. Вполне очевидный метод.» «Если вы хотите более сложный способ», продолжал он, «то привяжите к барометру шнурок и, раскачивая его, как маятник, определите величину гравитации у основания здания и на его крыше. Из разницы между этими величинами, в принципе, можно вычислить высоту здания. В этом же случае, привязав к барометру шнурок, вы можете подняться в вашим маятником на крышу и, раскачивая его, вычислить высоту здания по периоду прецессии.» «Наконец», заключил он, «среди множества прочих способов решения проблемы лучшим, пожалуй, является такой: возьмите барометр с собой, найдите управляющего зданием и скажите ему: «Господин управляющий, у меня есть замечательный барометр. Он ваш, если вы скажете мне высоту этого здания». Тут я спросил студента — неужели он действительно не знал общепринятого решения этой задачи. Он признался, что знал, но сказал при этом, что сыт по горло школой и колледжем, где учителя навязывают ученикам свой способ мышления. Студентом этим был Нильс Бор (1885–1962), датский физик, лауреат Нобелевской премии 1922 г. |
|||
1
Майкопчанин
03.11.06
✎
09:44
|
(0) Взято из книги "Физики шутят". первое издание, если не ошибаюсь, было в 60-е годы.
|
|||
2
Волшебник
03.11.06
✎
09:47
|
(1) А автор, кажись, Ричард Фейнман
|
|||
3
Юлечка Тимошенко
03.11.06
✎
09:49
|
Вот и меня бесит, когда суперпуперспецы говорят: "Сделай отчет только запросом"
|
|||
4
avmlvm
03.11.06
✎
09:49
|
ПРИГОТОВЛЕНИЕ КОФЕ В НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
А.Кон Перепечатано из книги "Физики продолжают шутить" Исходная публикация - The Journal of Irreproducible Results, 8, 14 (1959) Существенную часть времени в лабораториях и кабинетах ученые посвящают приготовлению и потреблению кофе (в Великобритании предпочитают чай). Количество поглощаемого напитка и время, затраченное на поглощение, колеблются от одной чашки и пяти минут в день до нескольких десятков чашек и нескольких часов. Очень остро ощущается необходимость упорядочить эту деятельность. Настоящая заметка представляет собой первую попытку обобщить богатый опыт, пропадающий в настоящее время втуне. Материалы и методы Используются все имеющиеся в продаже сорта (за исключением желудевого и синтетического) тонкого, среднего, нормального и грубого помола, а также в зернах. Варка производится в сосудах из стекла, алюминия или нержавеющей стали, в том числе в лабораторных стаканах, огнеупорных мензурках, цедилках, автоклавах и (был однажды случай) перегонных кубах. Впрочем, используются и обычные кофеварки. Источниками энергии для повышения температуры экстрагирующей воды могут служить пламя газовой горелки, электрический ток, перегретый пар, выхлопные газы двигателя внутреннего сгорания и реакция окисления алкоголя (не пользуйтесь эфиром - он взрывоопасен). Летом используются охлаждающие системы: холодильники, морозильники, ледяные кубики, сухой лед и жидкий воздух. Существуют следующие способы варки: а) "Любительский". Кофе грубого помола высыпается в холодную сырую воду, затем вода доводится до кипения. Осадок тщательно взбалтывается, и полученная суспензия разливается по чашкам. В том, что полученный продукт - действительно кофе, можно убедиться пожалуй, лишь с помощью фотометрических измерений. Это же относится и к одной несколько более экономичной модификации любительского способа, когда осадок отфильтровывается и сохраняется для повторного использования. б) "Профессиональный". Вода нагревается до 99 оС, добавляется кофе тонкого помола (примерно 1.2 грамма на чашку), жидкость доводится до кипения и снимается с огня. Центрифуговать осадок не обязательно. Полученный напиток имеет тонкий вкус, который иногда удается отбить, добавляя молоко. в) "Эксперт". Статистическая обработка результатов дегустации позволила сделать важное усовершенствование: вода сперва доводится до кипения, затем пламя уменьшается до минимума, и в воду засыпается кофе (одна ложка на чашку). Все варится 10 секунд, потом отстаивается несколько минут, и можно пить. г) "Экспресс" (следует отличать от описанного ниже метода "Экспрессо"). Используется быстрорастворимый кофе в сочетании с кипящей или горячей водой по инструкциям, написанным на жестянке. Этот способ имеет два преимущества перед всеми другими: быстрота и отсутствие в этом случае пресловутого "чудного аромата свежего кофе", что позволяет избежать нашествия жаждущих из соседней лаборатории. д) "Экспрессо". Это название стало уже нарицательным для паровой экстракции, когда перегретый пар пропускается через спрессованный кофейный порошок, а затем охлаждается. Полученный конденсат обладает цветом и запахом кофе. В лабораторных условиях можно использовать экстракционную установку "Сокcлет", однако этот способ слишком трудоемок для использования, за исключением тех случаев, когда у вас избыток технического персонала, недостаток идей и вы не можете придумать более разумного способа использовать установку. |
|||
5
Майкопчанин
03.11.06
✎
09:50
|
(2) Фейнман автор книги "Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман" и Феймановского курса лекций.
"Физики шутят" и "Физики продолжают шутить" - это сборники баек и анекдотов из научной среды с физико-математическим уклоном. |
|||
6
Лефмихалыч
03.11.06
✎
09:56
|
(4) кофе называется ЭСПРЕССО
|
|||
7
колодина
03.11.06
✎
09:56
|
(5) ах, чего вспомнили... как я любила этот курс лекций... романов не надо...
|
|||
8
Майкопчанин
03.11.06
✎
09:58
|
(7) Ландау-Лившиц круче. "Путем несложных математических преобразований", а там выкладок на три страницы...
|
|||
9
колодина
03.11.06
✎
10:00
|
(8) не...
|
|||
10
Slonik1
03.11.06
✎
10:12
|
(0) ни в "Физики шутят", ни в ее продолжениях этой истории нет. Википедия пишет что эта легенда появилась всего лишь в 1999, то есть совсем недавно;)
"Around 1999, Niels Bohr and the University of Copenhagen began appearing as parts of "The Barometer Problem" [6], an unverified urban legend illustrating lateral thinking." |
|||
11
Rovan
гуру
03.11.06
✎
10:19
|
(+8) в учебниках по высшей математике, по которым я учился часто писали "легко видеть, что" - и каждое такое "легко видеть" препод потом нам объяснял 20-50 минут :-)
|
|||
12
Майкопчанин
03.11.06
✎
10:20
|
(10) книжки под рукой нет, может и правду этой истории там нет. В 99 ее записали и запостили в интернет, это не значит что она придумана тогда же. Эту историю я точно слышал в 87 или 88 году, когда грыз гранит науки в университете.
Кстати, про 1899 год я болше поверю. ЗЫ. песню "Если б море было водкой", я слышал на студенческой попойке в 86 году, а "Дюна" спела ее в 90-е. Так, что мызыка и слова народные в обоих случая. |
|||
13
Slonik1
03.11.06
✎
10:25
|
(12) история то древняя, просто Бор с Резерфордом совершенно непричем, там мог быть Капица например;))
|
Форум | Правила | Описание | Объявления | Секции | Поиск | Книга знаний | Вики-миста |